Стиль жизни среднего класса
Они не верят в банки...

Средний класс России на рынке мебели в 2001-2005 гг.


Методология исследования

Опросы проводятся методом личного интервью с интервалом в три месяца. В проекте используются детерминированные принципы построения выборки: наши интервьюеры опрашивают респондентов согласно определенным квотам по критериям дохода, возраста, пола и региона проживания. Опрос проводится по анкете, состоящей из 200 вопросов, 50 из которых направлено на определение социо-демографических, социо-культурных, поведенческих, ценностных и других параметров сегментирования. Другие 150 вопросов направлены на изучение потребительского поведения представителей среднего класса на конкретных рынках.

Квоты по полу и возрасту на этапе рекрутмента задаются в соответствии с данными ФСГС по результатам переписи населения России 2002 года. Отклонение по возрасту, особенно заметное в старшей возрастной группе, объясняется тем, что фактор возраста не является нейтральным при самоидентификации, а также идентификации по формальным признакам к тому или иному социальному слою. Проще говоря, в старших возрастных группах доля представителей среднего класса меньше, чем в средних возрастных группах.

Квоты по доходу задаются исходя из аналитического видения группы "Эксперт-ДАТА" картины распределения доходов в России на момент проведения опроса. Наше представление в целом достаточно близко к тому, что дает Федеральная Служба Государственной Статистики (ФСГС, бывший - Госкомстат). Региональные квоты строятся пропорционально численности населения.

Исполнители в каждом регионе имеют задание, включающее в себя указание общего объема и квотных признаков отбора респондентов. Таким образом, каждый интервьюер выполняет задание по реализации выборки направленным отбором, то есть выбирает потенциальных респондентов случайным образом и при помощи вопросов-фильтров в соответствии с заданными квотами. На основании этих данных интервьюер принимает положительное или отрицательное решение о включении каждого потенциального респондента в итоговую выборочную совокупность.

Благодаря применению детерминированной квотированной выборки результаты исследования предельно точно отображают природу изучаемых вопросов.

Рекрутмент

В данном исследовании не ставилась задача получить репрезентативную выборку населения определенного региона или населенного пункта по заданным квотным параметрам. Цель заключалась в накоплении интервью с респондентами заданной целевой группы до заранее рассчитанного предела.

В этом случае методически оправдано применение комплексного метода отбора респондентов (рекрутмента), поскольку единственным ограничением является соблюдение принципов отбора на последней ступени выборки (квотный отбор).

Комплексный метод в данном случае позволяет существенно сократить сроки полевого этапа и проводить рекрутмент максимально эффективно, учитывая определенную сложность в достижении результата.

В исследовании применялись следующие методы отбора респондентов:

  • По домашним адресам респондентов. В этом случае интервьюер отбирал элитные многоквартирные дома по внешним признакам, после чего проводил интервью с их жильцами, осуществляя отбор случайным методом.
  • В общественных местах. Рекрутмент проводился в супермаркетах, фитнес-центрах, клубах, бизнес-центрах, салонах красоты и т.д. В этом случае определяющей характеристикой отбора являлся внешний вид респондента.
  • Методом "снежного кома". Рекрутмент осуществлялся в одном интервале знакомств (не среди знакомых интервьюера, а среди знакомых его знакомых). В этом случае отбор по направленным квотным характеристикам осуществлялся наиболее оперативно.
  • Методом панельной базы. Рекрутмент осуществлялся по базам данных респондентов в том случае, если сами респонденты соответствовали заданным параметрам и ранее давали согласие на повторное обращение к ним. При этом отслеживалось, чтобы последнее обращение к респонденту было не менее чем полгода назад.

Перед проведением подобных интервью интервьюер мог предварительно договориться с респондентом о времени и месте опроса.

Место проведеня опроса

В соответствии с выбранным методом рекрутмента опрос мог проходить на квартире респондента, в общественных местах, в офисе исследовательской компании. В случае предварительной договоренности опрос мог проходить по месту работы респондента или в общественных местах.

Предварительный контроль работы интервьюеров, принявших участие в проекте "Стиль жизни среднего класса" по Москве и регионам, позволяет говорить о том, что чаще всего интервью проводились по месту жительства, реже - по месту работы респондентов.

Время и длительность проведения интервью

Каждое интервью в среднем длится от одного до полутора часов. Время интервью зависит, в основном, от реакции респондента на вопросы, от его индивидуальных особенностей. Среди факторов, влияющих на длительность проведения интервью, можно также отметить сложность некоторых вопросов анкеты, нежелание респондента отвечать на вопросы, относящиеся к его материальному положению, усталость.

В будние дни опросы проводятся преимущественно с 18 до 21 часа дома или днем в офисе. В субботние и воскресные дни - с 11 до 21 часа.

Методика опроса

Опрос проводится методом личного формализованного интервью "face-to-face". Телефонное интервью или анкетирование в ходе опроса не допускаются. Для повышения достоверности собираемой информации количество интервью для каждого интервьюера квотируется.

География исследования

Сегодня исследование "Стиль жизни среднего класса" проводится в 26 крупнейших городах России. Широчайшая география исследования позволяет моделировать состояние изучаемого класса на территории всей страны. Подобная информация незаменима при подготовке и осуществлении стратегий территориального роста, поскольку облегчает понимание развития потребительского сообщества во всех регионах страны.

Количество респондентов, опрашиваемых в городах, соответствует определенным квотам и практически пропорционально населению этих городов. Таким образом, мы изучаем мини-модель российского общества в соответствии с реальным географическим распределением населения страны.

Новые технологии - новый уровень безопасности

Файлы с заполненными анкетами сразу по окончании интервью отправляются на центральный сервер по каналу GPRS без участия интервьюера, что позволяет избежать утечки информации в регионах. Вот так просто описывается еще одно приемущество ноу-хау, используемое маркетинговым агентством "Эксперт-Дата" при проведении опросов.



Полезное:

Tnx.net