Стиль жизни среднего класса
Кто любит Сбербанк?

Средний класс России на рынке мебели в 2001-2005 гг.


Что такое средний класс?

Как-то Аристотель сказал: "В любом государстве есть три класса. Один - богат, другой беден и третий. Он наилучший".

Споры о том, существует ли в России средний класс и, если существует, то кого именно можно считать его полноценными представителями, не закончатся, вероятно, никогда. Эпицентр дискуссий об этом располагается на стыке нескольких наук. Социологи, политологи, экономисты, историки, рассматривая эту проблему через призму собственных знаний, по определению не могут придти к общему знаменателю. Это естественно, поскольку разные науки расставляют разные приоритеты критериям определения среднего класса. Для социолога, например, важнейшими факторами станут самоопределение и социальный статус, для экономиста - диапазон доходов и экономическая активность, психологи поставят во главу угла способы адаптации. Все эти точки зрения будут верны при отдельном рассмотрении, но в совокупности они не дают ничего, кроме путаницы.

Тем не менее, понимание картины иерархии российского общества было бы исключительно полезным с любой точки зрения. Средний класс является экономической опорой любого государства, и недооценивать его роль крайне неосмотрительно. Но для этого необходимо, как минимум, понимать, при каких условиях тех или иных граждан можно относить к среднему классу. Эта задача имеет множество решений, удовлетворяющих в той или иной степени, перечисленные выше науки.

Наша работа имеет своей целью обеспечить информационную поддержку управленческих решений в сфере маркетинга и продаж, и поскольку эти дисциплины имеют экономические корни, нас в первую очередь интересует оценка российского среднего класса именно с точки зрения экономики.

Экономическая наука, в частности, имеет дело с размером доходов и структурой расходов домохозяйств. Эти факторы обусловлены профессиональным статусом и образом жизни членов этих домохозяйств. Таким образом, эти переменные наиболее логично использовать в качестве первичных критериев определения среднего класса.

Исходя из этих рассуждений, наиболее соответствующее современной действительности определение среднего класса должно учитывать эти критерии. Деловой журнал "Эксперт" так формулирует это определение:

Российский средний класс - это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни.

Очевидно, это определение наиболее точно описывает, что именно отличает средний класс от остального населения страны. Разобраться в том, каковы эти отличия и что это означает для частного бизнеса - цель этого проекта.

Чем мы отличемся от наших конкурентов ?

На российском рынке маркетинговых исследований оперирует несколько сотен компаний, составляющих принципиальную конкуренцию проекту "Стиль жизни среднего класса" по признаку вида деятельности. Но обращаясь к основным дифференцирующим особенностям проекта, этот ряд можно значительно сузить, принимая во внимание только исследовательские компании, предлагающие услуги по организации панельных проектов. Остальные исследовательские компании не входят в данную конкурентную группу, специализируясь исключительно на заказных проектах (Ad-Hoc).



Полезное:

Tnx.net